суббота, 18 февраля 2012 г.

ИГРА-ее роль в развитии и воспитании ребенка.

ИГРА - что значит она для ребенка? И что может дать какая то игра ребенку дошкольнику? В наше время очень многие родители недооценивают роль игры в развитии и воспитании ребенка... а жаль!
В процессе игры дети начинают сознательно подражать взрослым, копируя их речь, действия и взаимоотношения. В игре формируется и развивается творческое воображение, произвольная память, мышление, но главным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. У ребенка развивается способность к сопереживанию и коллективистские качества. В игре ребенок обязан следовать определенным правилам, вытекающим из роли, что ведет в свою очередь к рефлексии и самопознанию, а также удовлетворяется одна из важнейших потребностей - в признании. 
 Исследования наших отечественных ученых Выготского, Леонтьева, Эльконина доказали, что игра - представляет собой такой вид деятельности, в котором дети не просто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующие ситуации, пытаясь осмыслить и воссоздать их действия, моделируя их отношения.

В игре развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память. Игра поощряет детей мыслить, а значит способствует развитию речи.

Очень важна роль игры для общения со сверстниками, она учит их умению общаться. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Ведь если дети не умеют договариваться между собой, то их совместная игра распадается.

В игре наиболее выделяются дети :
- популярные ( ловкие, умелые, смышленные, опрятные )
- непопулярные ( тихие, плаксивые, вредные, агрессивные, конфликтные )

У сверстников вызывают раздражение дети : - с которыми трудно договориться;

- которые нарушают правила;

- которые не умеют играть;
Дети испытывают потребность взять на себя интересную роль в игре и проявить себя в ней. По-разному ведут себя дети в ситуации "успеха" - одни испытывают чувство радости, у других может проявляться злоба. В ситуации " неудачи " дети могут испытывать чувство огорчения, досады или зависти.

В 3 года оценки взрослого особенно не волнуют детей: они спокойно продолжают интересную для них игру. Но уже в 5 лет ребенок обостренно чувствителен к оценкам взрослого: каждое замечание взрослого может вызывать у дошкольника обиду. К 6-7 годам отношение к оценкам становится более спокойным и деловым, дети стремятся что-то изменить в своих действиях.

Вы спросите как же взрослый должен взаимодействовать в игровой деятельности ребенка? Есть несколько рекомендаций в этом случае:

1) Наблюдать взаимоотношения детей в игре и стараться определить причины их объединения или необъединения;

2) Направлять взаимоотношения детей, проявлять при этом свою инициативу;

3) Оценивая действия 4-5 летних детей , помнить об их обостренной чувствительности;

4) Помогать ребенку анализировать собственную личность;

5) Обращать внимание на выбор игр и игрушек, имея в виду половую идентификацию;

6) Осуществлять общение с детьми с учетом их пола;

7) При общении взрослого с детьми придерживаться личностно-ориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат ( приучать детей к общению в этом стиле необходимо именно в возрасте 4-5 лет )

8) Обучать детей к сопереживанию и сорадости. 

Игровая деятельность-ведущая деятельность для возрастного периода 3-6 лет, именно с помощью нее ребенок познает мир и пытается моделировать действительность, подражая взрослым. Также, наблюдение за игрой-хороший метод психической диагностики эмоциональной-личностной сферы ребенка, нужно наблюдать за сюжетом, за расстановкой ролей, за "речью" игрушек:)
Нужно обратить внимание на основные элементы игры:
1. Роль и персонаж;
2. Ситуация, в которой происходит реализация роли;
3. Действия,в которых реализуется роль;
4. Предметы, посредством которых действует играющий;
5. Отношения к другому персонажу;

Комментариев нет:

Отправить комментарий